- РИБО
- (Ribot) Теодюль Арман (1839— 1916) — французский психолог, основоположник совместно с И. Тэном концепции природного эксперимента (опытного направления) во французской психологии. Профессор Сорбонны (1885) и Коллеж де Франс (1888), где был директором первой французской психологической лаборатории (1889). Основатель и редактор первого во Франции психологического журнала Философское обозрение (1876). Председатель 1-го Международного психологического конгресса (Париж, 1889). После окончания Нормальной школы в Париже (Ecole Normale Superieure) и получения степени по философии (agrege de philosophie) преподавал в лицее. Много читал и переводил английских и немецких философов, в особенности Г. Спенсера. В 1870 г. опубликовал работу Современная английская психология (La psychologie anglaise contemporaine; рус. пер. в 1881), в которой с позиций английского ассоциа-низма критиковал господствующую в то время во Франции спиритуалистическую психологию, в особенности так наз. эклектическую школу В. Кузена. В этой книге и последующей работе Современная германская психология (1879; рус. пер. в 1895) сформулировал проект психологии как эмпирической науки, использующей данные психической патологии для изучения нормы. Идея естественного эксперимента , или эксперимента, поставленного природой, была вдохновлена работами К. Бернара. Она стала специфичной для французской психологии конца XIX—начала XX в. Клинический метод в своей теоретической работе использовали такие психологи, как П. Жане, Ж. Дюма, Ш. Блондель, А. Валлон, Д. Лагаш и др. Душевная болезнь или гипноз рассматривались как эксперимент более валидный, надежный и репрезентативный (в особенности для исследования высших психических функций), чем зарождавшийся в те годы в Германии психофизический эксперимент (Г. Фехнер, Г. Гельм-гольц, В. Вундт), который, как считали сторонники клинической парадигмы, давал возможность изучать только низшие процессы ощущения и памяти. Последователь Г. Спенсера, Р. был вдохновлен идеей эволюции (которую он смешивал с идеями развития и прогресса) и считал, что психология не может дольше оставаться наукой о взрослом, белом, образованном человеке. Вслед за Э. Ренаном предлагал в качестве объекта новой психологии триаду душевнобольной, дикарь, ребенок. Как и И. Тэн (у которого, в отличие от Р., не было ссылок на эволюцию), считал, что болезненные нарушения работы организма, аномалии, психологические монстры тем ценнее для изучения нормы, чем более редкими они являются. В 1872 г. Рибо оставил преподавание на 13 лет и посвятил все время литературной работе. В этот период были написаны книги, посвященные болезни памяти, болезни воли, болезни личности, в которых Р. стремился реализовать свою программу, привлекая собранный психиатрами обширный материал по психологической патологии. По аналогии с исследованиями английского хирурга Дж. X. Джексона, который показал, что функции тех анатомических структур, которые в эволюции сформировались позднее других, при поражении страдают первыми, Р. сформулировал свой закон нарушения памяти. Согласно ему забывание идет от более поздних к более ранним воспоминаниям (как при старческой амнезии). В 1876 г. Р. основал журнал Философское обозрение (Revue philosophique), ставший органом сторонников эмпирической парадигмы. В 1888 г. специально для него в самом престижном высшем учебном заведении Франции, Коллеж де Франс (College de France), была создана кафедра экспериментальной и сравнительной психологии, которую Р. занимал до 1902 г. (и которую после него унаследовал П. Жане). Ученик Р. Ж. Дюма адресовал ему латинское изречение: Мы все вышли из тебя, подчеркивая роль Р. в институционализации французской психологии. В рус. пер. опубликованы книги Р.: Наследственность душевных свойств, СПб., 1884; Болезни личности, СПб., 1895; Психология внимания, СПб., 1897; Эволюция общих идей, М., 1898; Характер, СПб., 1899; Философия Шопенгауэра, СПб., 1899; Аффективная память, СПб., 1899; Опыт исследования творческого воображения, СПб., 1901; Психология чувств, СПб., 1898; Логика чувств, СПб., 1905; О страстях, Одесса, 1912; Память в ее нормальном и болезненном состояниях, СПб., 1912; Воля в ее нормальном и болезненном состояниях, СПб., 1916. И.Е. Сироткина
Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.